О Выездном третейском суде

Выездной третейский суд. Короткое и ёмкое наименование. Всего лишь три слова, а сколько всего они за собой скрывают? Историй, побед, разочарований, успехов и поражений…

Лишь немногие люди смогли построить свою жизнь таким образом, что у них ни разу не возникло необходимости посещать систему органов правосудия.
Подавляющее же большинство в силу различных причин, но хотя бы даже один раз сталкивалось с системой правосудия, в которых задействованы суды. Такое участие обусловлено, прежде всего необходимостью защиты прав заявителя, по его мнению, кем-либо незаконно нарушенных, в случаях, когда ни добровольный, ни иной порядок восстановления этих прав не даёт заявителю желаемого результата.

Термин «третейский суд» знаком, пожалуй, каждому. Но не каждый пользуется возможностями, которые в защите нарушенных прав предоставляются обратившимся в третейский суд.


Возникает справедливый вопрос: «Почему?» Возможно потому, что сегодня третейский суд для большинства знакомых с этим понятием - это что-то новое, плохо изученное, и, по господствующему мнению, не обладающее всей полнотой положительных характеристик, присущих суду государственному, в том числе и потому, что третейский суд является судом негосударственным.

Но так ли это? Давайте разберёмся в этом, сделав короткий экскурс в историю.

Первое упоминание о третейских судах датируется второй половиной 16 века, когда «Статутам Вялікага княства Літоўскага 1566 года» их решения были приравнены к решениям судов государственных, а утверждённое в 1831 году «Положение о третейском суде» вошло в «Свод законов» 1833, 1842 и 1857 годов.

В постреволюционной России и в период существования Белорусской ССР Декретом «О суде» №1 от 24.11.1917 года гражданам было предоставлено право передачи своих споров на рассмотрение третейских судов, деятельность которых была урегулирована Декретом ВЦИК от 16.02.1918 года «О третейском суде», до принятия «Положения о третейском суде», введённого как приложение к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, который постановлением III сессии ЦИК БССР от 26.07.1923 года был введен в действие на территории Белорусской ССР с 01.09.1923 года.

А в современной Республике Беларусь, деятельность третейских судов была регламентирована как «Положением о третейском суде», являвшегося приложением к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11.06.1964 года, так и пришедшем ему на смену «Положением о третейском суде», являвшегося приложением к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11.01.1999 года, и наиболее детально урегулировавшим все вопросы, связанные с существованием института третейских судов, Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 года "О третейских судах".

Не смотря на свою богатую историю и древние корни, третейский суд сегодня для многих в Республике Беларусь остаётся «тайной покрытой мраком». Причины этого, на наш взгляд, кроются в том, что в периоды социальных потрясений и необходимости построения «сильного» государства, эта необходимость реализовывалась через централизацию управления государством в области исполнительной ветви власти, формально в таких условиях главенствовавшей как над законодательной, так и над судебной ветвями. В таких условиях возможность децентрализации части властных полномочий в пользу института третейского судебного разбирательства не могла рассматриваться прежде всего с точки зрения того, что этот институт по причине как декларируемой, так и фактической независимости от каких-либо государственных образований, создавал угрозу для существующего прочного положения исполнительной ветви власти, как центрального института государственного управления, сосредоточившего в себе гарантию сохранения с таким трудом созданного «сильного» государства.

Возникает справедливый вопрос – если позиция государства была такой, то почему было совершенно не запретить деятельность третейских судов? Ответ достаточно прост. Как советское государство, так и Республика Беларусь на заре её независимости, выстраивая отношения со своими партнёрами в области установления и развития международных экономических связей, не могли оставить без внимания такие устоявшиеся в международном коммерческом обороте институты, как негосударственные суды, одним из видов которых является третейский суд.

Поэтому низкая информированность общества о возможности защиты нарушенных прав в третейских судах, противоречивость позиций по этому вопросу в правовой науке и в среде практикующих юристов, неоднозначное отношение государства к этому вопросу в целом, обусловленные вышеозначенными причинами и создали описанное положение вещей.

Комментарии