Новации в понимании законности остановки транспортных средств сотрудниками ГАИ для проверки документов водителей транспортных средств. Часть 2.


Новации в понимании законности остановки транспортных средств сотрудниками ГАИ для проверки документов водителей транспортных средств. Часть 2.


(Информационные материалы Выездного третейского суда под редакцией председателя Выездного третейского суда В.А. Дризголовича. Рекомендованы к применению специалистами, занятыми в разрешении споров и конфликтов, а также оказания юридической помощи)


В настоящем труде исследуется вопрос квалификации действий сотрудников ГАИ, останавливающих ТС для проверки документов водителей ТС (включая спецоперации). Исследование проведено с применением расширенного понимания законодательства, ранее в комплексе в правовой литературе не использованного, что определяет его новизну и практическую значимость. Цель издания информационных материалов по результатам проведённого исследования поставленного вопроса – выработка однозначного подхода к пониманию квалификации действий сотрудников ГАИ, останавливающих ТС для проверки документов водителей ТС, который в настоящее время в таком качестве в обществе отсутствует, с целью профессиональной консолидации специалистов, занятых в разрешении споров и конфликтов, а также оказания юридической помощи.


Для надлежащей квалификации действий сотрудников ГАИ, останавливающих ТС для проверки документов водителей ТС, необходимо учитывать, что как было нами установлено в части 1 настоящего исследования, остановка ТС сотрудником ГАИ по мотиву проверки документов водителя ТС, которая является административным задержанием сотрудником ГАИ водителя ТС, и сопряжённая с отказом сотрудника ГАИ сообщить административно задержанному им водителю ТС за совершение какого административного правонарушения осуществлено его административное задержание и совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину, при мотивировании осуществлённого административного задержания водителя ТС исключительно необходимостью проверки документов водителя ТС, является противоправной.


В случае вышеуказанного административного задержания водителя ТС сотрудниками ГАИ, водителем ТС подлежат выяснению нижеперечисленные вопросы, ответы сотрудников ГАИ на которые позволят разрешить сложившуюся ситуацию в рамках действующего законодательства Республики Беларусь:


1. готов ли сотрудник ГАИ объяснить административно задержанному им водителю ТС, за совершение какого административного правонарушения осуществлено административное задержание этого водителя ТС, потому, что предоставить такие объяснения сотрудник ГАИ обязан, если водитель ТС, остановленного сотрудником ГАИ, того требует, так как знать, совершение какого административного правонарушения вменяется в вину административно задержанному лицу, в отношении которого ведётся административный процесс – неотъемлемое право административно задержанного водителя ТС согласно статьи 4.1 ПИКоАП?



2. готов ли сотрудник ГАИ, отказавшийся объяснить административно задержанному водителю ТС за совершение какого административного правонарушения осуществлено административное задержание этого водителя ТС, и в следствии этого осуществивший противоправное административное задержание водителя ТС, как это было установлено в части 1 настоящего исследования, принести водителю ТС свои извинения за нарушение прав водителя ТС, и, прекратив противоправные действия, восстановить право водителя ТС свободно передвигаться в пределах Республики Беларусь посредством немедленного освобождения водителя ТС, что позволит в соответствии со статьёй 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) водителю ТС считать совершённое сотрудником ГАИ правонарушение незначительным и не создавать повода к началу административного процесса в отношении этого сотрудника ГАИ путём подачи соответствующего заявления, как это предусмотрено статьёй 9.1 ПИКоАП, так как незаконное административное задержание водителя ТС сотрудником ГАИ является незаконным ограничением сотрудником ГАИ права водителя ТС пользования ТС, за что сотрудник ГАИ подлежит административной ответственности в соответствии со статьёй 18.28 КоАП?



3. в случае неготовности сотрудника ГАИ действовать в соответствии со всеми вышеперечисленными пунктами настоящего исследования или частью из них, готов ли сотрудник ГАИ проследовать с водителем ТС в ближайшую прокуратуру для обжалования водителем ТС незаконного административного задержания водителя ТС по правилу, установленному статьёй 7.2 ПИКоАП?



4. в случае неготовности сотрудника ГАИ действовать в соответствии со всеми вышеперечисленными пунктами настоящего исследования или частью из них, готов ли сотрудник ГАИ принять от водителя ТС письменный отвод ему, как должностному лицу органа, ведущему в отношении водителя ТС административный процесс, который вправе письменно заявить ему водитель ТС по правилу, установленному статьёй 5.3 ПИКоАП, и готов ли сотрудник ГАИ немедленно вынести письменное постановление по факту разрешения этого отвода, как это предусмотрено статьёй 5.4 ПИКоАП, так как в таком случае имеются все основания полагать, что имеется основание для отвода сотрудника ГАИ по правилу статьи 5.1 ПИКоАП в связи с тем, что личная заинтересованность сотрудника ГАИ в этом случае имеет прямой характер и заключается в желании сотрудника ГАИ сокрыть последствия совершённого сотрудником ГАИ правонарушения, предусмотренного статьёй 18.28 КоАП?



5. в случае неготовности сотрудника ГАИ действовать в соответствии со всеми вышеперечисленными пунктами настоящего исследования или частью из них, готов ли сотрудник ГАИ в соответствии со статьёй 8.2 ПИКоАП уведомить о месте нахождения водителя ТС совершеннолетних членов семьи водителя ТС, близких родственников водителя ТС, защитника водителя ТС, нанимателя, с которым водитель ТС состоит в трудовых отношениях, или администрацию учреждения образования, учащимся или студентом которой является водитель ТС, с целями как предотвращения факта прогула, так и обеспечения явки в место административного задержания водителя ТС и присутствия при опросе водителя ТС в соответствии со статьёй 4.5 ПИКоАП защитника водителя ТС, которого водитель ТС в соответствии со статьёй 4.1 ПИКоАП вправе иметь с начала административного процесса, и договор с которым должен быть заключён водителем ТС заблаговременно (до выезда на дороги общего пользования Республики Беларусь)?


6. в случае неготовности сотрудника ГАИ действовать в соответствии со всеми вышеперечисленными пунктами настоящего исследования или частью из них, готов ли сотрудник ГАИ после приезда защитника водителя ТС (если сотрудник ГАИ сообщил защитнику о местонахождении водителя ТС) проследовать с водителем ТС в ближайший отдел Следственного комитета Республики Беларусь (далее - СК) или прокуратуры, так как принятие решений по заявлениям о совершении преступлений сотрудниками ОВД в соответствии со статьёй 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия или прокурора, потому, что многочисленные нарушения сотрудником ГАИ прав водителя ТС как гражданина Республики Беларусь, так и как лица, в отношении которого ведётся административный процесс, согласно вышеперечисленных пунктов 1 - 5 настоящего исследования, свидетельствуют о возможном совершении сотрудником ГАИ преступления, предусмотренного либо статьёй 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК), либо статьёй 426 УК, так как сотрудник ГАИ в таком случае действует умышленно, против интересов службы, с превышением прав и полномочий, предоставленных ему по службе, чем причиняет существенный вред государственным интересам в силу того, что это подрывает авторитет и престиж органов государственной власти в лице ОВД и ГАИ?


В случае неготовности сотрудника ГАИ действовать в соответствии со всеми вышеперечисленными пунктами настоящего исследования или частью из них, главным образом, в случае непринятия сотрудником ГАИ предложения, предусмотренного пунктом 6 настоящего исследования, - это может быть свидетельством того, что перед водителем ТС находится не сотрудник ГАИ, а переодетый в него преступник, о чём незамедлительно следует сообщить по номеру 102, вызвав в место нахождения водителя ТС сотрудников ОВД и СК для защиты водителя ТС, а в случае, если задержавшее водителя лицо всё-таки окажется сотрудником ГАИ, - для принятия заявления о совершённом им преступлении.


Вместе с тем, водителю ТС и пассажирам ТС целесообразно вести аудио и видеофиксацию всего процесса общения с сотрудниками ГАИ с момента остановки ими ТС, без фиксирования на видео лиц сотрудников ГАИ, так как их идентификация по специальным знакам отличия и индивидуализации не представляет сложности, что позволит в случае необходимости собрать надлежащую доказательную базу совершения сотрудниками ГАИ вышеуказанных правонарушений и преступлений, при чём ссылка сотрудников ГАИ на то, что в соответствии со статьёй 10.4 ПИКоАП ими не принято решение о возможности аудио или видеофиксации, является несостоятельной, так как фиксируя доказательства возможно совершаемого сотрудниками ГАИ преступления, водитель ТС и пассажиры ТС вправе в соответствии со статьёй 39 УК идти на риск причинения своими действиями вреда правоохраняемым интересам кого-бы то ни было в связи с тем, что такой риск является обоснованным в силу того, что их действия соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а цель сбора доказательств совершения сотрудниками ГАИ преступления не может быть достигнута не связанными с таким риском действиями.


Водителю ТС представлять какие-либо документы сотруднику ГАИ, отказавшемуся действовать в соответствии со всеми вышеперечисленными пунктами настоящего исследования или частью из них, , а, следовательно, действующему за рамками требований действующего законодательства, нецелесообразно, так как даже в случае оформления этим сотрудником ГАИ протоколов в отношении водителя ТС за совершение водителем ТС правонарушений, предусмотренных статьями 18.18 в форме отсутствия у водителя ТС документов, предусмотренных ПДД и 23.4 КоАП в форме неповиновения водителя ТС распоряжению или требованию сотрудника ГАИ при исполнении им служебных полномочий, такие протоколы по правилам, установленным статьёй 6.14 ПИКоАП, во-первых не имеют юридической силы, так как составлены с нарушением закона, в связи с тем, что любые распоряжения и требования сотрудников ГАИ в такой ситуации незаконны, а во-вторых, являются недопустимыми доказательствами, так как оформлены такие протоколы с нарушением требований ПИКоАП, связанным с лишением или ограничением прав водителя ТС и нарушением иных правил административного процесса, перечисленных в пунктах 1 - 5 настоящего исследования, вместе с тем в таком случае, протокол в отношении водителя ТС оформленный в соответствии со статьёй 18.20 КоАП за эксплуатацию ТС без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС, не соответствует действительности в силу наличия у водителя ТС страхового свидетельства.


Однако, если водитель ТС не найдёт возможным самостоятельно проследовать к ближайшему отделу СК или прокуратуре заподозрив, что перед ним находится не сотрудник ГАИ, а переодетый преступник, то такому водителю следует воздержаться от блокирования дверей ТС и попыток укрыться в ТС, так как попытка любого преступника или правонарушителя, находящегося на государственной службе, скрыть следы совершённого им преступления или правонарушения не позволяет таким должностным лицам адекватно оценивать события и явления окружающей их действительности в силу смешения до степени подмены в их сознании в таких случаях государственных и личных интересов, по причине чего они будут неизбежно пытаться разбив стёкла ТС извлечь водителя ТС из ТС, хоть никакой объективной необходимости в этом нет. В случае, если после выхода водителя ТС из ТС выяснится, что целью остановки ТС является попытка завладения ТС и (или) денежными средствами водителя ТС, включая пассажиров ТС, то у водителя ТС и пассажиров ТС есть выбор: либо удовлетворив требования преступников, сообщить о них в ОВД при возникновении такой возможности, либо в соответствии со статьями 34 - 36 УК и по правилу статьи 109 УПК захватить и принудительно доставить преступников в ОВД.

Комментарии